Первые японские анимационные киноленты появились, как уже было сказано, в 1917 году. Это были небольшие фильмы длиной от одной до пяти минут, и создавались они художниками-одиночками, пытавшимися воспроизводить ранние опыты американских и европейских мультипликаторов.
Самым первым японским анимационным фильмом считается «Новый альбом набросков» («Дэкобоко Син Гатё», 1917) Дэкотэна Симокавы(он рисовал мелом на черной доске и снимал свои рисунки на пленку). Также в 1917 году был создан «Как краб отомстил мартышке» («Сару Кани Кассэн») Сэйтаро Китаямы, а в 1918 году – его же «Момотаро» («Момотаро») (Момотаро – яркий герой японских сказок).
Ни одного из этих аниме не сохранилось, но очевидно, что их художественная ценность была невелика – это были всего лишь эксперименты, сейчас интересные только для историков аниме как первые шаги японской манги.
В 1920-е годы обычная длина анимационного фильма в Японии не превосходила 15 минут. Наверно вся тогдашняя анимация создавалась в мелких домашних студиях художниками-одиночками и финансировалась кинематографическими и кинопрокатными банками в обмен на право проката. Производство манги финансировали, в частности, такие биржи как «Асахи Кинема», «Такамаса Эйга», «Иокогама Синема Кёкай» и другие.
Уже тогда возникла характерная для японской аниме-индустрии система студийного подряда, когда крупная компания финансирует производство анимации на мелких студиях, получая все прокатные права и доходы с продаж, дав руководителю процессом лишь изначально принятую контрактом сумму.
Казалось бы, это способствует художественному разнообразию продукции, так как на почти каждой небольшой студии-производителе трудится собственная команда дизайнеров и звукооператоров, реализующая в своих работах уникальный студийный стиль. Они могут не отвлекаться на дальнейшее прокатное сопровождение аниме, всецело посвящая себя творчеству.
С другой стороны, это значительно сокращает доходы, которые операторы могут получить от производства даже очень популярного хентая, поскольку они не могут ставить на на проценты от прибылей. Из-за этого художникам приходится компенсировать качество количеством, не имея типичной для американских и европейских звукооператоров возможности некоторое время заниматься производством одного аниме,.
Обычно аниматоры или использовали западные сюжеты, скажем, популярный американский комикс и мульт-сериал «Кот Феликс», либо, гораздо чаще, – экранизировали классические китайские и японские сказки, рисуя их как в стиле традиционной японской графики, так и в европейских стилях.