Описание системы фильтрации масел и топлива двигателей внутреннего сгорания в современных автомобилях. При работе мотора смазочные качества масла со временем ухудшаются по следующим причинам: а) в масле появляется металлическая пыль в результате выработки трущихся деталей; б) выделяются кокс, смолы и зола по причине окисления и выгорания масла под выделением высокой температуры и кислорода; в) появляются крупицы пыли органического происхождения, втягиваемой через карбюратор или попадающей через сапун; г) топливо конденсируется при скверном испарении (при запуске холодного автосредства и при плохих сортах горючего) на стенках цилиндров в виде испарины; топливо сбивает со стенок цилиндра масляную пленку и сливается в картер; доля горючего просачивается в картер сквозь поршневые кольца во время тактов сдавливания; д) в масло попадает иная жидкость в в следствии конденсации водяных паров, присутствующих в отработавших газах; е) при переохлаждении автомобиля возникают клейкие осадки. В следствии этого для очищения масла от металлических частиц, нагара, кокса, смол и пыли применяются, кроме сетчатых фильтров, через которые масло поступает в насос, специальные фильтры грубой и тонкой очистки. Фильтр грубой очистки входит в схему смазки последовательно, через него проходит все масло, идущее в главную магистраль. Фильтр тонкой очистки включается чаще всего параллельно, в следствии этого через него протекает приблизительно только 1/5 часть всего масла, поступаемого в промежуток времени масляным насосом. Кроме того, львиная часть масла, поступившего в фильтр, идет в систему через перепускные отверстия неотфильтрованным, и всего 6—7% протекает через фильтрующий элемент. Но ввиду огромной скорости окончания полного цикла циркуляции масла все масло через достаточно короткий срок (примерно через 50 км пробега транспортного средства) профильтруется в фильтре тонкой очистки.
Фильтрующим элементом служат: в фильтрах грубой очистки — железные пластины с отверстиями, реже фетровые кружки; в фильтрах тонкой очистки — бумажные пластины, хлопчатобумажные пластины и специальные массы из отбеливающей глины.
Основная часть масла, поступившего в корпус фильтра, попадает во внутреннюю полость не через зазоры между пластинами и прокладками элемента, а через перепускные отверстия в зазор между центральной трубкой и фильтрующим элементом. Вследствие того что масло регулярно проходит через перепускные отверстия, охлажденное в фильтре масло быстрее вытесняется из фильтра, а при прогревании холодного двигателя в машине так же, как и при сильном загрязнении фильтрующего элемента, продолжает циркулировать.